Spyker C8 Aileron: Редчайший

Как-то раз, красивым золотым осенним днем мне довелось свести хоть и короткое, но личное знакомство с редким штучным автомобилем. Речь идет о голландском суперкаре Spyker Aileron, чьи годовые продажи всегда исчислялись двузначными цифрами, поэтому шанс повстречать такой автомобиль на улице крайне мал.

История молодой компании из Нидерландов не насчитывает и пары десятков лет – все началось в 2000-м году, когда небезызвестный в автомобильных кругах управленец Виктор Мюллер основал Spyker Cars.

Название отсылает к производителю автомобилей и самолетов компании Spijker (гвоздь), которая впоследствии была переименована в Spyker и просуществовала до 1926 года, в итоге обанкротившись. С новым «Спайкером» старый связан только именем. Мюллеру повезло – потомки братьев Спайкеров безвозмездно разрешили использовать название марки в его новом предприятии.

Целью компании стало исключительно ручное производство суперкаров, перфекционизм в отделке и маниакальное внимание к мелочам, которые, как известно, и создают итоговую картину. Красивый лозунг старой компании решено было перенести в новый век. Nulla tenaci invia est via – писали на «спайкерах» сто лет назад, пишут и сейчас. «Дорогу осилит идущий». На эмблеме компании изображен пропеллер на фоне колеса. И если раньше это можно было понимать буквально, как автомобили и самолеты, то сегодня самолетное прошлое лишь сквозить где-то рядом невидимой нитью, проявляясь только в некоторых дизайнерских приемах.

С концепт-кара Silvestris в 1999-м началась новая история компании Spyker

Амбициозной целью Мюллера и компании было вхождение в пятерку лучших производителей люксовых спортивных автомобилей в течение нескольких последующих лет. Однако на деле все пошло не так гладко. Несмотря на все качества автомобильной продукции «Спайкер», спрос на нее всегда оставался на стабильном, но небольшом уровне, который явно не соответствовал «имперским амбициям» основателей.

Новая история Spyker в итоге полна взлетов и падений. Последний раз голландская компания упала в 2015-м, когда была объявлена банкротом. Тем не менее, уже весной 2016-го дебютировал новый Spyker Preliator. А в марте сего года Мюллер с гордостью сообщил, что компания заключила соглашение на поставку двигателей с шведами из Koenigsegg. Так что этот редкий пациент явно жив, что, конечно же, радует всех любителей необычных автомобилей.

Spyker С8 Spyder

Машин за свою историю, как уже говорилось, «Спайкер» выпустил немного. Все началось с угловатого концепт-кара Silvestris, который показали еще в 1999 году. Несмотря на неоднозначную внешностью, был в нем свой «изюм» и к тому же угадывались некие гены будущей марки.

Первыми серийными машинами стали среднемоторные Spyker С8 Spyder и Spyker С8 Laviolette. Комплектация любопытная, ультимативная олдскульно-гоночная – «механика», отсутствие подушек безопасности, усилителя руля и тормозов. Подвеска также была бескомпромиссной – гоночные схемы push-rod. Эстетский набор, далеко не каждый осмелится заплатить 200 тысяч долларов за такой автомобиль. Как им управлять-то потом? С другой стороны, таких предложений в наше время практически нет, так что только за этот набор уже можно было войти в историю.

Spyker С8 Laviolette

Дальше значилось планов громадье: выпуск собственного кроссовера, новой линейки суперкаров с моторами V12. Однако планам этим не суждено было осуществиться. На фоне невысокого спроса и весомых затрат на продвижение марки, незаметно наступил период финансового падения, и даже бюджетный Spyker B6 Venator (с мотором V6 производства Toyota), призванный спасти ситуацию, появился слишком поздно и ничем помочь компании не успел.

История Спайкера насыщена. Компания успела поучаствовать в «24 часах Ле-Мана» на гоночном купе С8 Spyder GT2R. Год просуществовала команда Spyker F1. Удачи она не снискала, затем превратившись в Force India. А еще была попытка воскресить SAAB, контрольный пакет акций которого голландцы приобрели. Все знают, что ничем хорошим это также не закончилось. Ни для Сааба, ни для Спайкера.

Чтобы было понятно, что такое Spyker… Это небольшая компания, в штате которой работает порядка 70 человек, из которых треть – инженеры. Большую часть компонентов для своих автомобилей голландцы закупают на стороне. Зато сами вручную рисуют, собирают, тестируют, доводят. Услугами сторонних дизайнеров также никогда не пользовались. Первые «спайкеры» рисовал Маартен да Брюйин, а затем карандаш в руки и вовсе взял сам Мюллер.

Все вышесказанное из истории компании лишь подогревает интерес к автомобилю, который представлен на этих фотографиях. Узнать поближе этот собранный вручную суперкар 2014 года выпуска премного интересно.

В основе автомобиля легкая и жесткая пространственная рама из алюминиевых профилей. Ее производитель – английская компания CCP. Жесткость рамы на кручение составляет 29500 Нм/град. Все кузовные панели «Элерона» - также из крылатого металла. Вся внешняя отделка – полированный алюминий. Собирается автомобиль в Англии.

Выглядит суперкар бесподобно. Даже серьезный серый цвет не способен скрыть его грацию, качество и очевидную… штучность. Эксклюзивом от автомобиля веет за версту. Внешне Aileron сработан просто великолепно. Качество сборки и подгонки деталей вне критики. Заметен перфекционизм создателей.

Легкие 19-дюймовые кованные диски отполированы вручную, их дизайн выполнен в стиле крыльчаток турбин. По центру крыши можно заметить сопло воздухозаборника системы впуска двигателя, укрытое мелкой сеткой – как сопло турбины. Еще одна сетка, похожая на старинную, словно из начала прошлого века, обнаруживается на переднем бампере.

На стыке ретро и футуризма выполнено оформление задней части, где лаконичные кругляши фонарей соседствуют с богатой отделкой алюминием. Патрубки системы выхлопа выведены на уровне фар и тоже являются элементами оформления кормы. На торце каждого, приглядевшись, можно прочитать лозунг компании.

Элерон продолжает интриговать, когда приходит пора открыть дверь и проследовать в салон. А как ее открывать-то? Ручек нет! Действовать нужно следующим образом. Нащупываем в нижней части корпуса зеркала заднего вида миниатюрную кнопку, нажимаем, и дверь послушно поднимается вверх, открывая не очень просторный доступ в салон.

Широченный порог, глубоко утопленный анатомический «ковш». Чтобы попасть внутрь, по-хорошему, надо делать небольшую разминку! Впрочем, это нас не остановит. Интерьер Элерона заставляет затаить дыхание. Во-первых, дизайном. Во-вторых, качеством отделки. Производитель с гордостью заявляет, что внутри вы не обнаружите ни одной пластиковой детали. Охотно верим.

Стиль салона и материалы снова будят ретро-настроения, причем уже в гораздо большей, нежели экстерьер, степени. Весь интерьер, с позволения сказать, аналоговый. Приборы, циферблаты датчиков, переключатели и тумблеры. Здесь нет большого цветного дисплея, и это правильно. Он разрушил бы эту уникальную картину.

Это какая-то смесь современного автомобилестроения, самолетных мотивов прошлого, элементов отделки дорогих часов при, как уже говорилось, самом бдительном контроле качества и внимании к проработке мелочей. И отчетливо заметном желании быть оригинальными во всем – создатели хотели сделать даже самую, казалось бы, пустяковую вещь, на свой манер.

Посмотрите, к примеру, на полностью открытый взорам механизм управления селектором «автомата», на проработку педального блока, на все эти забавные переключатели, которыми усыпана передняя панель, и вы поймете.

В салоне очень много алюминия. Полированного и патинированного. Пожалуй, именно алюминиевая отделка в первую очередь ассоциируется с компанией Спайкер – все ее модели были щедро декорированы этим металлом. И ни квадратного сантиметра пластика, нигде. Вот почему Aileron производит впечатление добротной, металлической, массивной и очень качественно сработанной вещи.

Все органы управления аналговые. Равно, как и дисплеи контрольных приборов. Из металла сделаны подрулевые переключатели и даже рычаги управления поворотниками и дворниками! Посадка в ковше приятная, плотная, но не прогулочная. Кресло крепко приобнимает, возникает мандраж, рождается гоночное настроение.

Чтобы завести мотор, надо поднять красный пластиковый кожух над тумблером в верхней части центральной панели, а затем переключить его в положение «вкл.». Сзади оживает хорошо знакомый нам атмосферный V8 производства Audi (400 л.с. и 480 Нм). В паре с двигателем работает шестиступенчатый «автомат» производства ZF.

Жесткие гоночные подвески предшественников тут заменены на более комфортабельные двухрычажки спереди и сзади. Пружины – Eibach, амортизаторы – Bilstein.

И руль с гидроусилителем, и тормоза обзавелись «вакуумником». Колесная база увеличилась на 15 см, а колея спереди сзади расширена. В общем, уход в сторону комфорта в конструкции Aileron налицо. Впрочем, все перечисленные «улучшения комфорта» давно уже считаются принятыми по умолчанию всеми современными автомобилями, и, по всей видимости, соответствовать им должен даже такой оригинал, как Spyker. Что он и доказал на собственном опыте.

Машина массой 1425 кг разгоняется до сотни за 4,5 секунды и набирает максимальные 300 км/ч. В общем, демонстрирует показатели на уровне самой первой Audi R8 с таким же мотором. Но Audi – это Audi, а Spyker… он особенный.

Мотор разогревает себя и выпускную систему за спиной, наполняя салон приятным басовитым гулом. Надо ли говорить, что выхлопная система Элерона также сделана из алюминия?

Пробую педали. Создатели сделали их «тяжелыми». И если с акселератором это проблем не вызывает, то к тормозам надо некоторое время привыкать, чтобы четко дозировать усилие при лишнем «фоне» на педали.

Обзорность – не самая сильная черта Элерона, но вперед все просматривается без проблем, да и в зеркалах кое-что видно. Главное, пожалуй, это вовремя замечать лежачих полицейских и принимать меры, чтобы не повредить красивый алюминиевый отсекатель в нижней части переднего бампера. Для этого автомобиль снабжен гидравлической системой приподнимания передка, которая активируется специальной клавишей. Нажал, и передняя часть приподнялась на 4,5 сантиметра.

На ходу автомобиль собран, упруг. Руль налит внятной обратной связью, связка «акселератор – атмосферный мотор» работает безупречно. Машина воспринимается как цельный механизм, который хочется разгонять все быстрее, и проводить по виражам все неистовее. И заявленная развесовка 45:55 в пользу задней части также ратует за это.

А как отстреливает выпускная система, стрелка подлетает к отсечке, как пробуждаясь, поет мотор. В поворотах машина послушна и прогнозируема. Очень явственно ощущается момент начала сноса передних колес, срыва задних в скольжение при добавлении газа.

Неспроста же тут стоят адаптированные подвески от Lotus Evora. А их установке предшествовала доводка специалистами английской компании. Поэтому ходовые качества – «без дураков». Конечно, в ходе короткого теста не удалось понять все нюансы управляемости этого автомобиля, но удалось понять одно – едет он очень быстро, классно управляется и звучит.

И пусть его динамические характеристики на фоне современных конкурентов выглядят уже не столь впечатляюще, важно помнить, что далеко не ради одной только выдающейся динамики был создан этот автомобиль. Помимо быстрой езды, у него есть еще несколько других важных функций, которые он с блеском реализует, причем на современном уникальном, редчайшем, штучном уровне.

Это уникальный автомобиль – воплощенный в металле полет красивой дизайнерской и технической мысли, которой было позволено развиваться почти без ограничений. Большая редкость сегодня.

Текст и фото: ЮНИТ