Menu

Vector – первый американский гиперкар. Часть 1

Vector – первый американский гиперкар. Часть 1

В столь фанатично любящей автомобили стране, как США, всегда есть энтузиасты с мечтой о собственной автомобильной компании. В бесконечном списке независимых фирм, предлагающих те или иные машины, вполне заслуженно занимают одно из самых почетных мест творения Джеральда Альдена Вигерта – суперкары Vector.

Что делает Vector столь исключительным, так это рыночная ниша, для которой машины позиционировались. Если не считать проект Ford GT40, для которого гражданские версии были лишь необходимостью ради омологации в гонках, Джерри Вигерт изготовил первый настоящий американский ответ на европейскую дорожную «суперэкзотику» от Lamborghini и Ferrari с впечатляющими характеристиками и центральным расположением двигателя.

Vector W2

А ведь история Вектора начинается в 1971 году, когда закончивший колледж по специальности «промышленный и транспортный дизайн» Джеральд Альден "Джерри" Вигерт (Gerald Alden “Jerry” Wiegert) вместе с Ли Брауном (Lee Brown) основывают в городе Венис, Калифорния, компанию Vehicle Design Force. Первым и единственным плодом их сотрудничества стал концепт-кар The Vector, после завершения которого Ли Браун покинул компанию.

Идея необычного клиновидного стайлинга машины пришла к Вигерту еще раньше – это подтверждает, в частности, студенческий эскиз Вигерта. Дизайн Vector до сих пор выглядит современно, а в начале 70-х производил впечатление пришельца из космоса.

Эскиз работы Вигерта

Как это обычно бывает с концептами от малоизвестных студий, никаких реальных планов по его производству не было. Не было и платформы, на которой машина могла бы быть собрана. Прототип не имел даже мотора.

The Vector (1972)

Тем не менее, была сформирована ориентировочная стоимость, которая должна была составить не более $100 000, что было бы исключительно гуманно для суперкара, но совершенно нереалистично. После дебюта на Лос-Анджелесском автосалоне 1972 года в виде пустого кузова, TheVector даже попал на обложку журнала Motor Trend. Но так никогда и не стал серийным продуктом.

Vector W2

К 1977 году дизайнерская задумка The Vector эволюционировала во второй концепт-кар — Vector W2. Автомобиль построили и модернизировали вручную в крохотной мастерской, которая по словам фотографа Марка Мадоу, напоминала своей атмосферой итальянские «карроццерии» – старомодные кузовостроительные ателье, изготовлявшие в былые времена кареты и повозки на заказ. Название компании к этому времени сменилось с Vehicle Design Force на Vector Cars International.

Vector W2 на автосалоне в Лос-Анджелесе, 1977

В год дебюта на Лос-Анджелесском автошоу W2 тоже был безмоторным прототипом, но в 1980-м на шасси перед задними колесами разместили двигатель Chevrolet V8 объемом 5,7 литра с двумя турбонагнетателями AiResearch H3, впрыском топлива Bosch K–Jetronic и системой смазки с сухим картером. Даже на сегодняшний день установка турбин на американские V8 считается почти экзотикой (большинство тюнеров предпочитают компрессоры с приводом от коленвала), а уж 40+ лет назад, в расцвет эпохи диско, такой выбор системы нагнетания воздуха был исключительно необычным – равно как и широкое использование алюминиевых деталей, электронный впрыск и «сухой картер».

Под капотом Vector W2

В общем, использованные в моторе W2 технологии на тот момент времени можно было считать поистине аэрокосмическими. Мощность в итоге составляла 650 л.с., а крутящий момент 800 Нм. Chevrolet Corvette 1980 года обходился жалкими 190 л.с. Вся эта мощность передавалась на колеса посредством модифицированной в B&M трансмиссии GM Turbo Hydra–Matic 425 с возможностью автоматического или ручного переключения передач. До 100 км/ч машина разгонялась за 4 секунды, а четверть мили Vector W2 проходил за 11,0 секунд!

Джеральд Вигерт и Vector W2

Первое заметное появление W2 в прессе – декабрь 1980 года, когда машина украсила обложку журнала Car & Driver. Розничная цена теперь заявлялась на уровне $125 000. В дальнейшем, Vector W2 часто появлялся в масс-медиа, получая, в основном, позитивные отзывы от таких грандов, как Motor Trend или Top Gear. Интересно, что по требованию Вигерта тесты Top Gear не включали проверку на максимальную скорость, несмотря на невероятные заявления о планируемом потолке в 380 км/ч.

Возможно, причиной тому было опасение за сохранность сделанного пока в единственном экземпляре автомобиля и безопасность пилотов. Тем не менее, согласно данным журнала Top Wheels, проводившего тестирование W2 позже, на соляном озере Бонневилль, максимальная скорость была зафиксирована на уровне 389 км/ч! И это с антикрылом, которое обычно ухудшает результат.

Схема Vector W2

На протяжении нескольких лет Джерри пытался найти финансирование для начала производства Vector, а сам W2 перекрашивался и немного модернизировался, в том числе – с целью произвести впечатление, что изготовлено хотя бы несколько прототипов. Так, в рекламном видео 1984 года фигурирует, по большей части, красная машина:


Разумеется, что к концу декады восхищенные комментарии журналистов сменились скептическими. Car & Driver даже включили в 1989 году Vector в свою статью «Что могло бы быть…», посвященную так и несбывшимся автомобильным проектам.

Vector W2 у входа в штаб-квартиру компании

Были и более резкие высказывания: например, Датч Мэндель, автор статьи в Auto Week, позволил себе сравнить штаб-квартиру Vector со сказочной страной Neverland из сказки про Питера Пэна, а самого Вигерта – со знаменитым мистификатором Финеасом Тейлором Барнумом. Вигерт подал на Auto Week в суд, проиграл дело, но после подачи им апелляции журнал согласился с его требованиями для сокращения затрат на юристов. Важным источником средств стал еще один выигранный судебный процесс, на этот раз о нарушении прав на торговую марку, направленный против компании Goodyear, выпустившей шины Vector. Еще один иск Вигерт выиграл у производителя сигарет Vantage, использовавшего в своей рекламе фотографию этого автомобиля.

Реклама Vector W2

Параллельно с этим, $14 000 000 были собраны от продажи на фондовой бирже акций компании Vector Aeromotive Corporation (так в июле 1987 года была переименована Vector Cars International), а партнерами Вигерта по бизнесу стали бывший директор Porsche Питер Шутц, астронавт Скотт Карпентер и автомобильный дилер Рон Тонкин. Таким образом, в 1989 году Джерри смог таки начать производство своих автомобилей. Кстати, когда журнал American Automobile спросил Вигерта, как он пришел к идее Vector, ответ был таков: «Я хотел быть пилотом истребителя, но не подошел по зрению, так что я решил сделать машину…».

Кокаиновый шик 1980-х: Lamborghini Countach, Vector W2, белые костюмы и телохранительницы

На одометре Vector W2 за годы эксплуатации счетчик показывает свыше 160000 километров — насколько известно, это больше, чем на любом другом концепт-каре в мире. После всех перипетий машина до сих пор принадлежит Джерри Вигерту и находится в нынешнем офисе Vector в Вилмингтоне, Калифорния. К сожалению, в разобранном виде – «благодаря» действиям индонезийских владельцев компании. О чем мы расскажем позже.

Vector W2

Интересно, что в 1980-е годы, когда W2 иногда использовался Вигертом для поездок из мастерской к дому, он парковал его прямо на улице того самого калифорнийского городка Венис. На вопрос, не боится ли он угона, Джерри отвечал: «Машина производит устрашающее впечатление. Вы же не станете думать об угоне тактического истребителя с авиашоу, даже если будет темно?».

Vector W8

Имея столь проработанный концепт-кар, как Vector W2, Вигерту не пришлось менять слишком много для того, чтобы получить готовую к мелкосерийному производству машину. Пожалуй, период с 1989 по 1993 год был самым счастливым в истории Vector и, возможно, даже единственным по-настоящему счастливым.

Прототип Vector W8

Разработанный Вигертом и Дэвидом Косткой (David Kostka), конструктивно W8 полностью оправдывал название компании и слоган "Аэрокосмические технологии для улиц". При производстве применялись новейшие высококлассные материалы, а основные детали рассчитывались на пожизненную эксплуатацию при соответствующем обслуживании. Основой кузова являлся полумонокок из алюминиевых сот, разработанный по технологиям гоночных автомобилей группы “C” (кстати, тут W8 интересно сравнить с Consulier GTP Уоррена Мослера — тоже разработкой 1980-х годов, но с композитным монококом). Наружные панели изготавливались из кевлара. Даже заклепки, которых в автомобиле было около 5000, соответствовали авиационным спецификациям.

Vector W8

Разумеется, при таком подходе W8 обязан был получиться очень дорогим – себестоимость составляла около 300 тысяч долларов, но зато абсолютно все компоненты были наивысшего качества. Благодаря продуманной и технологичной конструкции Vector W8 очень успешно прошел все необходимые для сертификации процедуры, включая высшие результаты краш-тестов, ради чего был разбит один из двух прототипов. Интересно, что за всю историю тестов DOT только W8 смог пройти оба краш-теста (фронтальный и тыловой), используя одно шасси – настолько крепкой оказалась машина!


Двигатель немного изменился. На смену блоку от Donovan пришел также алюминиевый блок Rodeck рабочим объемом 5,97 литра. Сохранилась система наддува с двумя турбинами AiResearch H3, но для повышения эффективности был добавлен интеркулер. Также сохранились система смазки с сухим картером и электронный многоточечный впрыск топлива. Не изменилась и трехступенчатая коробка передач. На тот момент Vector был самым мощным легковым автомобилем из США.

Моторный отсек Vector W8

В 1992 году, после введения более жестких требований по выбросам, мощность двигателя W8 составляла не более 550 л.с. Четверть мили машина проходила за 12 секунд при скорости на выходе 198,5 км/ч. Заявленная максимальная скорость 338 км/ч.

Интерьер Vector W8

Отдельного внимания заслуживает конфигурация салона. Дело в том, что Вигерт сильно стилизовал свой автомобиль под самолет. Бесконечные ряды тумблеров с подписями дополняются совершенно невероятным дисплеем, на который выводятся различные параметры машины. Кроме того, интересна схема расположения кресел — из-за конструкции полумонокока, по бокам имеются очень высокие и широкие пороги, причем в левом расположен даже рычаг АКП, а оба кресла стоят бок-о-бок по центру.


Всего было выпущено 19 экземпляров Vector W8, включая два прототипа (только один из этих двух был способен самостоятельно ездить). Первая серийная машина была доставлена заказчику, саудовскому принцу Халиду, в сентябре 1990 года. До конца года было выпущено еще 2 автомобиля, три штуки – в 1991-м, а оставшиеся 11 произведены в 1992 году. Розничная цена в США находилась на уровне заоблачных 455 тысяч долларов, то есть существенно выше, чем у большинства суперкаров-современников.

Vector W8

Производство W8 остановилось в 1992 году, после незаконного захвата контроля над компанией индонезийцами Megatech. Так как объемы выпуска составили меньше двух десятков автомобилей, то сложно ожидать существования большого рынка перепродажи W8. Тем не менее, если знать, где искать и набраться терпения, то в среднем раз в полгода можно найти объявление о продаже Vector или о появлении W8 на аукционе. Ценовой диапазон весьма широк: известно, что самой дорогой покупкой был №013, приобретенный японским коллекционером почти за $400 000, но эта же машина через несколько лет поставила и рекорд минимальной цены – при перепродаже в Японии она сменила хозяина всего за 65 тысяч долларов.

Как ни странно, с учетом любви Вигерта к шумным PR-кампаниям, продукция Vector Aeromotive практически не светилась в кинофильмах, хотя для многих производителей суперкаров участие их машин в голливудских блокбастерах является отличной рекламой. Похоже, что единственное появление Vector W8 на голубом экране за время его производства произошло в 1993 году в фильме «Восходящее солнце» с Шоном Коннери и Уэсли Снайпсом, где герой по имени Эдди управлял красным W8.

"Зато" Vector получил бесплатно порцию черного пиара, когда заказанный автомобиль сильно разочаровал знаменитого теннисиста Андре Агасси. Как обычно бывает в таких случаях, имеются несколько вариантов истории, которые друг другу в деталях противоречат. Тем не менее, общая суть дела такова. Агасси хотел получить машину к своему дню рождения, чтобы продемонстрировать гостям на вечеринке. Представители Vector Aeromotive согласились выполнить просьбу, но предупредили, что смогут доставить в срок только незавершенный автомобиль, на котором нельзя ездить – после демонстрации W8 должен был вернуться на завод для завершения постройки.

Андре Агасси и его Vector. Начало не предвещало ничего плохого…

Дальше мнения рассказчиков расходятся: по одной версии, Агасси повредил машину по пути в Лас-Вегас из-за неустановленных радиаторов, по второй – сжег часть интерьера и выхлопной системы, катаясь по собственному двору. Так или иначе, но машина требовала ремонта и, несмотря на заявление о невиновности производителя, Вигерт забрал поврежденный W8 и вернул Агасси деньги, в расчете на то, что этот шаг успокоит теннисиста и тот не станет жаловаться прессе. Ожидаемого не произошло, иначе бы мы не знали эту печальную историю. В дальнейшем, автомобиль был восстановлен и продан заново.

Vector W8

По комментариям осведомленных лиц, лучшим аспектом производства Vector (и W8, и M12) были специалисты, которые привлекались в качестве консультантов для работы над машиной. Имена не называются, но известно, что через офис Vector прошли люди, ответственные за разные аспекты таких машин, как McLaren F1, Shelby Cobra, Porsche 935, а также различных BMW, Ferrari и болидов Формулы-1 и Индикара. Заслуживают высоких оценок и способности разрекламировать свой продукт, ведь на протяжении многих лет Vector не сходил со страниц прессы, хотя реально продано было всего лишь 17 автомобилей. Интересный репортаж сделала программа Motoring в 1992 году.


А вот худшее, что было в Vector Aeromotive – это менеджмент. Говорят, что сам Джерри Вигерт – непростой человек, с которым сложно вести дела, но даже не это оказалось главной проблемой. Во-первых, компания слабо представляла себе, как продавать разработанный ими суперкар. Во-вторых, слишком мало работ велось по улучшению машины. В сочетании с вечно плохим финансовым положением (по оценкам экспертов, на W2, W8 и WX-3 потрачено не менее 40 млн. долларов), это привело к закономерному концу – в 1993 году Vector перешел под контроль группы Megatech, причем сейчас такие «переходы» обычно именуют рейдерством…

К счастью, история марки на этом не закончилась, но прототипы Vector-Avtech WX-3 и, особенно, серийный Vector M12 с двигателем Lamborghini — это уже вторая часть рассказа о суперкарах Джерри Вигерта.

Продолжение следует…

Текст: Aritusama

Это интересно!

Это интересно!

Мы в соцмедиа

    

Материалы размещенные на данном Интернет-сайте носят исключительно информационный характер и ни при каких условиях не являются офертой, акцептом, предложением делать оферты либо публичной офертой, предложением (офертой) заключить либо принятием предложения (акцептом) заключить предварительный договор в соответствии со ст.ст. 435, 438, 437, 429 Гражданского кодекса РФ соответственно.

Log In or Sign Up

Забыли пароль? / Забыли логин?