Штутгарт, у нас проблемы!

Катастрофа 1955 года, когда Mercedes-Benz 300 SLR Пьера Левека торпедировал центральную лемановскую трибуну, остается самой кровопролитной аварией в истории автоспорта. В 1999-м «Серебряные стрелы» вновь вляпались в историю во Франции. Без жертв обошлось только чудом, но с тех пор Mercedes-Benz избегает гонок спорткаров как чумы.

Конец 90-х время неслыханной активности Mercedes-Benz в автоспорте. Успехи в «Формуле-1», индикарах, кузовах, а затем и международном чемпионате GT. За два сезона «серебряные стрелы» так взгрели там всех конкурентов, что они полностью потеряли интерес к топовой категории GT1.

Класс, в котором выступали Mercedes-Benz CLK GTR аннулировали и для участия в Ле-Мане 1999 года, немцам пришлось строить на базе CLK GTR новую машину. Это и был печально известный CLR.

В Штутгарте сделали серьезную ставку на победу в гонке 1999 года. В Ле-Мане Mercedes-Benz не выигрывал уже 10 лет – с 1989-го! На старт заявили три экипажа с пилотами мирового уровня: Бернд Шнайдер, Марк Уэббер, Педро Лами, Ник Хайдфельд. Под стать была и машина. Гоночный Mercedes-Benz CLR c 5,7-литровым V8 выдавал 600 л.с., а накануне Ле-Мана «серебряные стрелы» накатали около 35 тысяч тестовых километров. Без единой серьезной поломки. Короче говоря, в Ле-Ман немцы отправлялись чуть ли не в шапкозакидательском настроении. Кто знал, что драпать из Франции придется, поджав хвосты…

Во-первых, уже первые заезды показали – на трассе Сартэ прототипы Toyota и BMW как минимум не уступают (а то и превосходят) «мерседесы» по скорости. Но самый ужас-ужас был еще впереди. Во время заездов в четверг на скорости 300 км/ч CLR Марка Уэббера оторвался от асфальта на участке между поворотами Мульсан и Индианаполис и, сделав три полных сальто, грохнулся на колеса.

Это было совершенно неожиданно – ничего подобного на тестах и близко не было. Возможно именно поэтому всю ситуацию списали на несчастный случай. В конце-концов два других CLR откатали квалификацию без проблем.

Да и Уэбберу откровенно повезло. Ведь машина приземлилась аккурат на колеса. За пятницу механики Mercedes-Benz подлатали спорткар и в субботу австралиец даже выехал на утреннюю разминку. Но только для того, чтобы вновь взлететь на первом же круге!

Здесь уже все было серьезней. Во-первых, приземление получилось не таким удачным как в первый раз. Машина грохнулась на крышу… Но даже если бы повреждения удалось ликвидировать, вернуть самообладание Марку уже не представлялось возможным. Австралиец и близко не желал подходить к летающему CLR.

Перед «мерседесовцами» повис вечный вопрос русской интеллигенции – что делать? По-хорошему после столь серьезных аварий следовало заранее сниматься с гонки. Но немцев немного – самую малость – успокаивал тот факт, что оба полета произошли с одной и той же машиной. Значит есть шанс, что причина проблем кроется именно в Mercedes-Benz с номером 4. Остальные же два автомобиля, выходит, вне подозрений. В итоге после длительных сомнений и консультаций, оба оставшихся CLR вышли на старт. И как выяснилось зря...

На 75-м круге Ле-Мана полетела еще одна “серебряная стрела”. Машина Питера Дамбрека взмыла в воздух, перемахнула через ограждения и, чудом миновав вековые деревья и рекламные щиты, рухнула за пределами трассы. Как пилот остался жив до сих пор никто не знает... Только после этого шеф «серебряных стрел» Норберт Хауг выбросил белое полотенце – оставшийся экипаж был снят с дистанции.

Позже выяснится – причиной «полетов» CLR стали фундаментальные ошибки при проектировании. Сочетание очень больших свесов спереди и сзади, самой короткой среди конкурентов колесной базы, закрытого кокпита, форма которого увеличила подъемную силу и мягких пружин подвески (их использовали для повышения стабильности на высокоскоростных участках трассы) привели к тому, что в определенных ситуациях под нос CLR попадало слишком много набегающего воздуха. Он то, действуя как рычаг, в буквальном смысле и поднимал автомобиль.

Определенные ситуации – это прежде всего движение в слипстриме и преодоление перегибов рельефа трассы. Все три аварии случились именно в таких ситуациях...

Это был конец программы CLR. С тех самых пор Mercedes-Benz на милю не приближается к Ле-Ману. От греха подальше…

Текст: ЮНИТ