Плоскомордый со скрытыми фарами Porsche 911 (он же «скошенный нос» или просто slant nose) это такая же классика тюнинга 80-х как покрашенные в черный решетки радиатора на «мерседесах» или паутинки колесных дисков от BBS. Кто только в свое время не промышлял выпуском подобных конверсий – Kremer, Ruf, Gemballa, Rinspeed, Zender! Гораздо менее известен факт, что «слепые» версии 911-го на самом деле можно было получить прямо с завода Porsche. А уж история их появления это и вовсе отдельная песня…
Благодарить нужно весьма либеральный регламент гоночной группы 5, разработанный в середине 70-х чтобы заманить в чемпионат мира по гонкам спортивных автомобилей заводские команды. Правила разрешали значительный уровень технических доработок, по сути развязывая руки гоночным инженерам. По большому счету на серийный прототип автомобиль группы 5 мог походить лишь общими обводами кузова. Отсюда и меткое прозвище машин этой категории – «силуэты».
Впрочем, инженеры гоночной команды Porsche прекрасно знали – даже самый свободный техрегламент можно сделать еще более свободным, то есть выгодным, если уметь находить в нем лазейки. И они их, конечно же, нашли. Норберт Зингер – крестный отец всех гоночных успехов Porsche начиная с 70-х годов прошлого века – обратил внимание на двойную трактовку в правилах. С одной стороны, регламент предписывал, что «внешние контуры автомобиля группы 5 должны повторять серийный прототип». Однако, в тоже самое время «материалы и форма передних крыльев остаются на усмотрение конструкторов».
Зингер сделал правильные выводы. Знаменитые круглые фары Porsche 911 Turbo (заводской индекс 930) были неотъемлемой частью крыльев и, если честно, здорово портили аэродинамические характеристики автомобиля. Для дорожной машины это было не так уж принципиально, но для гоночной крайне важно. Поэтому Porsche 935 (по сути гоночная версия 911 Turbo) получила гладкие скошенные крылья, а фары переехали в нижнюю часть переднего спойлера.
Такое решение не только улучшило аэродинамику, но и благодаря дополнительным дефлекторам помогло снизить избыточное давление в передних колесных арках. Во время испытаний на трассе «Поль Рикар» во Франции «слепой» 935-й вёз машине с традиционными круглыми фарами почти полсекунды.
На первых двух этапах чемпионата мира по гонкам спортивных автомобилей 1976 года 935-е вынесли конкурентов в одни ворота. Тем самым вызвав неподдельный интерес технической комиссии FISA (Международной Федерации Автоспорта). Чиновники обратили внимание на модифицированную форму крыльев Porsche 935 и, ссылаясь на указанные в правилах “неизменные контуры кузова” потребовали вернуть фары на привычное место. В Porsche, однако, сделали упор на «свободной форме крыльев» и, на всякий случай, пригрозили сняться с чемпионата. В итоге слепая морда была признана 100-процентно легальной.
Впереди 935-ю ждала блестящая карьера. За триумфом в чемпионате 1976 года последовали победы в Ле-Мане, Дайтоне, Себринге. Всего же Porsche 935 выиграла порядка 150 гонок, став легендой при жизни.
Вполне естественно, что и сам «скошенный нос» превратился в синоним успеха и маркер крутости. Еще в конце 70-х, когда гоночные 935 вовсю гоняли соперников по трассам всего мира, ушлые тюнинг-мастерские вроде Rinspeed и Gembala быстренько наладили выпуск серийных конверсий разной степени качества.
В 1981 году slant nose стал и заводской опцией Porsche. Желающие получить свой 911 Turbo со скошенным передком изначально должны были обращаться в отдел спецзаказов Sonderwunsch-Programm. В дальнейшем «скошенный нос» прописали полноценной опцией код 505 (для рынка США) и 506 (для рынков остального мира), значительно увеличив общую популяцию «слепых» Porsche.
Текст: ЮНИТ