История гонки «24 часа Нюрбургринга»

В 1922 году германский автомобильный клуб ADAC выступил организатором гонок Eifelrennen, проводились которые в горах Айфель. Соревнование предназначалось для любых моторизованных средств передвижения по дорогам общего пользования. Протяженность трассы, вернее, дороги, которая не была как-либо специально оборудована или даже заасфальтирована для гонок, составляла тридцать три километра. Тем не менее, это были первые серьёзные гонки в Германии.

На первом соревновании протяженностью в десять кругов, не было никакого толкового регламента. Вместе стартовали автомобили, мотоциклы, велосипеды с моторами. Всего вышло более ста участников. С 1924 года гонки для двухколёсных и четырёхколёсных транспортных средств стали проводить в разные дни. Еще позже участников стали делить на классы.

Однако погода в регионе не способствовала быстрой и безопасной езде по грунтовым дорогам. Регулярно происходили серьёзные аварии, а также несчастные случаи среди зрителей, падающих с кустарных трибун...

После гонки 1925 года руководство ADAС приняло решение о начале строительства специальной гоночной трассы, которая была завершена в 1927 году и получила название Нюрбургринг.

Нюрбургринг в момент строительства и сейчас

Первым победителем стал легендарный Рудольф Карччиола на компрессорном Mercedes. Гонки по трассе носили уже более серьезный характер. Участниками становились гонщики на автомобилях из других спортивных серий, кроме того, в один заезд вновь были допущены автомобили и мотоциклы.

Так строилась стартовая линия

Трасса набирала популярность и для любителей становилась всё менее доступной. В связи с этим в 1970-м году ADAC стал организатором гонок «24 часа Нюрбургринга» – самой демократичной серии на Северной Петле.

В то же время этот марафон – одна из немногих гонок по Нордшляйфе, протяженность которой столь велика, что соперничество перестает быть зрелищным при участии менее чем двухсот автомобилей. Сами понимаете, что заводских команд и команд с серьезными спонсорами, способным составить им серьезную конкуренцию, просто не наберётся.

Поэтому в 1977 году появилась серия VLN, одним из организаторов которой был все тот же автоклуб ADAC. Все гонки этой серии проводились на Нюрбургринге, с тем же регламентом, а 24-х часовая была одним из этапов серии.

В настоящее время VLN продолжает существовать, однако уже отдельно от «24 часов Нюрбургринга». Но, по сути, серия является разогревочной перед марафоном. Ее продолжительность колеблется от четырех до шести часов.

До 1999-го года гонка была интересна только участникам, однако организаторы решили привлечь зрителей, сделав её более зрелищной. К гонке стали допускаться серьезные спортивные автомобили. Сегодня в «24 часах» принимают участие порядка тридцати классов автомобилей!

Это может быть старенькое купе с минимальными доработками или вовсе без них или же автомобили европейской серии «Туринг», DTM и иные модифицированные серийные спорткары. Принять участие в VLN так и в «24 часах» может любой желающий, у кого есть спортивная лицензия, взяв арендную машину. Большая часть пилотов поступает именно так. Иногда в марафон включаются профессиональные заводские команды. Гонка на выносливость – отличное испытание для новых инженерных решений. Да и победить в легендарном марафоне – дело почетное.

Nissan GT-R (Club Track Edition) делает wheelie на марафоне 2013 года

Участие необходимо оплатить (за каждый автомобиль – около 8000 евро). Значительная часть суммы – это депозит за топливо. Безусловно, автомобиль должен быть технически исправным и соответствовать требованиям заявленного класса. К классификации допускается двести тридцать машин, а проходит дальше двести десять. На одной машине должны ехать минимум два гонщика. Правила требуют соблюдать двухчасовые перерывы между заездами для каждого спортсмена и проводить не более двух с половиной часов за рулём без смены. Обычно же на одном автомобиле едут от трех до шести пилотов. Таким образом, в одной гонке задействовано примерно восемьсот спортсменов!

В настоящее время протяженность одного круга 25,3 км. В 2014 году марафон выиграла команда на R8 LMS Ultra, проехав за сутки 159 кругов, что является нынешним рекордом гонки. А в 2016 году команда Бренда Шнайдера на Mercedes-AMG GT3, например, пересекла финишный створ всего 134 раза. Причиной тому стал сильнейший ливень и туман, из-за которых гонку приостанавливали на четыре часа.

Сабина Шмиц, двукратная победительница марафона

Ну, и немного интересных фактов. Самой титулованной маркой марафона является BMW – девятнадцать побед. Среди команд-победителей на BMW также Alpina и Schnitzer Motorsport. В 1998 году первенствовала дизельная BMW 320. Это была первая победа авто на тяжелом топливе в «24 часах Нюрбургринга». А в 1996 и 1997 году на BMW M3 E36 впервые победила женщина – Сабина Шмиц, известная нам по Top Gear как «Королева Кольца».

В 1987 году первенствовала команда на Ford Sierra RS Cosworth. Это была первая победа турбированного автомобиля. Однако годом позже заводскую команду обогнал частный Porsche 911 Carrera 1974 года выпуска!

Регламент 1999 года позволил принять участие в гонке Chrysler Viper GTS-R от команды Zakspeed, который, вопреки суждениям о том, что «американцы не умеют поворачивать», выигрывал три раза.

В последние годы своеобразным талисманом гонки стал Opel Manta 1986 года, самый возрастной и стабильно выступающий автомобиль частной команды. В кругу фанатов он приобрел такую популярность, что даже была выпущена масштабная модель 1:43.

Многие автолюбители во всём мире мечтают промчаться на полной скорости через «Зеленый ад». Однако, попробовав это дело однажды, мало кто рискнёт испытывать себя этим на протяжении двадцати четырех часов. Лишь самые стойкие и смелые способны побеждать себя и соперников круг за кругом в течение суток.

Текст: DmitryCD