Вот вы можете представить себе гоночный Mercedes-Benz S-класса?! Вот и мы с трудом, если честно. Ну а «семерку» BMW? Тоже не очень получается. Зато в начале 90-х страху на соперников в чемпионате DTM нагонял первый Audi представительского класса – седан V8 или на немецкий манер «фау-ахт». Сегодня наша история о гоночной барже из Ингольштадта.
Каждый автомобильный бренд рано или поздно приходит к мысли о премиальном сегменте. Здесь цены, а значит и нормы прибыли выше. Но захотеть стать премиумом и стать им – две огромные разницы.
Впервые об амбициях Audi как потенциального конкурента Mercedes-Benz и BMW заговорили еще в 70-х. Причем инициатива исходила от Фердинанда Пьеха, в ту пору занимавшего пост директора перспективных разработок компании.
До появления V8, самым большим и престижным Audi была модель 200. У нас кузов С3 звали “селедкой”
Задача вывести малоизвестные за пределами Германии «Четыре кольца» на орбиту Mercedes-Benz казалась сколь привлекательной, столь и маловыполнимой. Но Пьех всегда славился умением доводить до логического завершения самые сложные задачи.
Главное в Audi быстро нащупали свой путь. Успех концепции quattro – полного привода не для бездорожья, а для улучшения управляемости – показал в какую сторону двигаться. Теперь оставалось лишь гнуть свою линию.
В плане инжиниринга Audi V8 – это удлиненная платформа С3 с новым мотором.
Коммерческий и гоночный успех оригинального Audi Quattro стал только началом. Теперь его нужно было закрепить на более массовой и более престижной модели. Так в середине 80-х в Ингольштадте задумались о представительском классе.
До этого самой большой и престижной моделью марки был седан Audi 200. Машина интересная – в России она известна по прозвищу «селедка» – но для истинного флагмана мелковатая. Дело не только в габаритах – здесь 200-я типичный бизнес-класс, мешали и такие неприемлемые в премиум-сегменте вещи как передний привод и пятицилиндровый мотор. На фоне “Мерседесов” и БМВ классической компоновки с мощными восьмицилиндровыми моторами это выглядело так себе.
Выхода не оставалось – пришлось строить совсем новую машину. За основу взяли шасси С3 (все та же “селедка”), основательно его удлинив. От плебейского переднего привода отказались в пользу Quattro – это все легко и естественно.
Сложнее оказалось с мотором. Собственного мощного двигателя достойного амбиций представительского седана ни у Audi, ни у Volkswagen не было. До сих пор в нем просто не видели необходимости.
Любопытный штришок – Audi V8 оснащалась только легкосплавными дисками
Чтобы не создавать мотор с нуля, инженеры Audi пошли на хитрость. Если говорить предельно упрощенно, две 1,8-литровые бензиновые 16-клапанные «четверки» от Golf GTi повесили на один коленвал. Получился 3,6-литровый V8 мощностью 250 л.с. – он же первый в истории восьмицилиндровый Audi.
Несмотря на хорошее оснащение и гоночные успехи, рынок принял Audi V8 прохладно. Общий тираж модели лишь немного перевалил за 20 тысяч. Но надо же с чего-то начинать...
Чтобы подчеркнуть важнейший с точки зрения маркетинга момент немцы даже вынесли тип двигателя в название модели. Получилось Audi V8 – «фау-ахт».
Другой уникальным на тот момент особенностью “фау” стало сочетание привода Quattro и «автомата», кстати всего лишь 4-ступенчатого от ZF. Впрочем, в базовом исполнении представительский Audi мог быть и с “механикой”.
В целом же список базового оснащения «восьмерки» для конца 80-х выглядел поразительно. Подушка безопасности, климат-контроль, круиз-контроль, полный электропакет, подогрев передних и задних сидений, дорожный компьютер, музыка Bose. За доплату предлагались телефон в подлокотнике, электрошторка заднего стекла и диковинный подогрев... дверных замков – чтобы не было проблем с доступом в салон из-за обледенения.
Добавьте к этому отделку натуральным шпоном , двустороннюю оцинковку кузова и подчеркнутое внимание к качеству сборки – первый представительский седан Audi был достойным автомобилем.
Иногда доминирование Audi V8 в чемпионате DTM выглядело вот так...
Ну а чтобы подчеркнуть преимущества своего нового флагмана Audi решила запустить его на трассы популярного кузовного чемпионата DTM. Появление такого соперника стало для завсегдатаев чемпионата из Mercedes-Benz и BMW полной неожиданностью. На фоне сравнительного компактных «трешек» и 190-х гоночные “фау-ахт” выглядели как линкоры рядом с флотилией торпедных катеров.
И не только выглядели – Audi были тяжелее соперников минимум на пару центнеров. Зато восемь цилиндров 3,6-литрового мотора выдавали мощность в 420 лошадей! Кроме того, весовой гандикап сокращал и полный привод. В дождь, например, преимущество Audi со всеми гребущими колесами над соперниками становилось просто неприличным.
Итоги гоночной компании “фау-ахт” оказались впечатляющими. Audi c первой же попытки выиграла чемпионат DTM в сезоне-1990, а через год стала первой командой в истории первенства которой удалось защитить титул.
Красный блок стопов – характерная дизайнерская особенность V8
Текст: ЮНИТ