Эмблема BMW: Пропеллер или?..

Еще Александр Сергеевич Пушкин, который, как известно, ездил на санях от “мерседеса”, в своих виршах отдавал должное автомобилям из Баварии. Помните? “BMW, как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!”

Нужно ли сегодня хоть кому-то объяснять, что такое BMW? Зачем бы? Всем известно, что BMW это скорость, драйв, технологии и, иногда, космические счета за ремонт. Но об этом, впрочем, как-нибудь в другой раз, сейчас только об эмблеме компании.

Хотя, казалось бы, чего толочь воду в ступе? Тут тоже секретов нет. Спроси у любого владельца биммера, настоящего, будущего или прошедшего, что означает бело-синий узор на фирменном круглом значке? “Дас ист пропеллер, конечно же!” – последует уверенно-однозначный ответ, а вслед за ним и снисходительная улыбка, мол, что же ты, дружбанчик, азов-то не знаешь.

Ну да пропеллер, как напоминание о славном и довольно-таки авиационном прошлом BMW. Ведь так? Не совсем. Самое время для фирменной фразы. С реальностью эта красивая легенда не имеет ничего общего.

Впрочем, корни-то у BMW действительно авиационные. Это факт. “Баварский Моторный Завод” ранее известный под вывеской “Моторный Завод Карла Раппа” действительно начинал с производства двигателей для самолетов, по большей части военных. В Первую мировую моторами BMW оснащались немецкие “фоккеры”.

«Принимай, фатерлянд, 500-й мотор!» Сотрудники совсем еще не автомобильного BMW позируют рядом с основной продукцией баварской компании

Но и много позже, когда BMW стала выпускать сначала мотоциклы, а затем автомобили (был, кстати, в истории фирмы период, когда значок BMW ставили даже на кухонную утварь, включая чайники и сковородки), компания сохранила интересы в авиационном бизнесе. Скажем, один из самых известных пассажирских лайнеров середины прошлого века “Юнкерс-52” оснащался сразу тремя радиальными моторами BMW 132.

Один из главных немецких асов Эрншт Удет рядом с обээмвешенным «Фоккером». Говорят это ему принадлежит авторство фразы «С удовольствием за штурвалом»

Любопытно, что лицензионная версия 12-цилиндрового мотора BMW VI, известная в СССР под именем “Микулин-17”, ставилась на даже советские бомбардировщики ТБ-3, а также танки Т-28 и БТ-7. Танк с авиационным мотором – это мощно! А еще моторы BMW 801 устанавливали на тяжелый истребитель “Фокке-Вульф-190” – один из самых грозных самолетов “Люфтваффе” времен Второй мировой войны.

Знаменитый Junkers 52. Вот, что можно сделать при помощи трех моторов BMW и фюзеляжа из стиральных досок!

Словом, нормальный такой авиационный бэкграунд у BMW. Хотя и мрачный, учитывая военные события. История эмблемы, символизирующей пропеллер, кажется идеально ложится в столь богатую воздухоплавательную историю марки.

Тем не менее, к пропеллеру и к небу эмблему фирмы привязали задним числом.

На самом деле все значительно проще. Когда в 1917-м основатели BMW искали варианты для фирменного знака, они не мудрили и не загадывали наперед. В основу логотипа положили прежнюю эмблему фирмы Карла Раппа (на базе которой, напомним, BMW и появилась), а именно изображение головы лошади в черном круге, только вместо коня нарисовали в центре бело-голубой флаг Баварии.

Он вот именно такой: в клеточку.

И еще один важный момент. По немецким законам того времени запрещалось использовать политическую символику в рекламных или коммерческих целях. Поэтому белые и голубые поля баварского флага банально поменяли местами. Если кто-то вообще обратил на это внимание.

Но ведь не с потолка же взялась байка про пропеллер? Конечно, нет. Она пошла с 1929-го, когда смекалистый дизайнер рекламного плаката BMW изящно обыграл эмблему фирмы в виде раскрученного пропеллера и фона бело-голубого неба. Получилось настолько удачно, что с тех пор гораздо менее изящную правду о фирменной эмблеме BMW и знать никто не хочет.

Конечно, обязательно появятся вопросы из серии: “А зачем в принципе развенчивать легенды? Что это вообще меняет?” В принципе ничего. Просто мне кажется, что историю следует уважать хотя бы за ее возраст.

Текст: TrunkMonkeys