Все началось с одной фотографии. Вернее с одной великолепной фотографии, изображение на которой было не так-то просто идентифицировать.
Понятно, конечно, что это 123-й кузов. Понятно, также, что гоночная версия купе движется по трассе, подозрительно напоминающей Нюрбургринг. А дальше начинаются странности. Начать хотя бы с того, что гоночные версии 123-го крайне малочисленны…
Просто все семейство W123 дебютировало еще до того, как в Штутгарте приняли окончательное решение о полномасштабном возвращении в кольцевые автогонки. Существовала заводская программа в ралли, но на фото же явно кольцевая трасса!
Может, это кто-нибудь из многочисленных участников на С123 группы 2 утюжит асфальт в многочасовой гонке в Нюрбурге, которая с 1977-го по 1980-й входила в календарь чемпионата Европы по кузовному кольцу?
До этой временной границы гоночный С123 не мог существовать физически – машина еще просто не выпускалась. В 1981-м Нюрбургринг не попал в календарь ETCC, а в 1982-м чемпионат перешел на регламент группы А. Но чтобы понять, что и эта теория ошибочна не нужно даже листать стартовые протоколы сорокалетней давности. Смотрите: на капоте, заднем крыле и номерной табличке хорошо видны наклейки Carlsson, известного немецкого специалиста по тюнингу Mercedes-Benz…
А ведь компания Carlsson Autoteсhnik gmbh основана Рольфом и Андреасом Хартге в 1989 году. Значит вся версия с европейским кузовным кольцом с треском проваливается!
Правильный же располагается на одной из наклеек на кузове автомобиля. Зрить нужно, конечно, на фамилии пилотов. Если приглядеться внимательно, то рядом со шведским флажком можно рассмотреть надпись I.Carlsson – Ингвар Карлссон. Так вот в чем дело-то! Это все-таки раллийная машина!
В сезоне 1980 года заводская команда Mercedes-Benz выставила в чемпионате мира по ралли не только могучие SLC450/500, но и более скромный 280 CE подготовленный как раз по регламенту группы 2.
По сравнению с серийным 280-м раллийная версия прибавила в мощности – вместо стоковых 177 л.с. более солидные 230 л.с.. Четырехступенчатая коробка получила сближенные передаточные числа, а со снаряженной массы сбросили полтора центнера, до 1320 кг.
На бумаге все выглядело красиво, особенно сдвоенные фары, которые серийным С123 не полагались (за исключением моделей, предназначенных для США) и черный капот (чтобы не бликовал на солнце, ухудшая видимость пилоту). Однако спортивные результаты эффектного купее оказались не слишком впечатляющими.
По сути 280 CE в техническом плане повторял седан 280 Е, на котором Эндрю Коуэн (к слову, будущий раллийный шеф Mitsubishi Ralliart) в 1977-м выиграл рейд-марафон “Лондон-Мексико”. Причем выиграл в абсолютном зачете. Но то, что хорошо на многодневных рейдах не обязательно поедет в классическом ралли. И команда Mercedes-Benz выяснила это на собственном примере.
Первую гонку сезона-1980 ралли “Монте-Карло” Ингвар Карлссон и Клас Билстамм закончили 11-ми в абсолюте, проиграв победителю Вальтеру Рёрлю на FIAT 131 Abarth больше 40 минут!
Одиннадцатое место в Монте-Карло так и осталось лучшим достижением машины в чемпионате мира по ралли
Даже по меркам класса 280 CE получился тяжеловатым. Это, похоже, понимали и в “мерседесовском” штабе, состав программу сезона с акцентом на небыстрые, затычные этапы, где важна не максимальная мощность и скорость, а надежность и выносливость. Но даже это не помогло.
На “Акрополисе” купешка загорелась, в Аргентине пробило прокладку головки блока, в Новой Зеландии раллийный 123-й попал в аварию. Короче говоря, доезд до финиша в Монте-Карло стал не просто лучшим результатом в сезоне, но и вообще единственным разом, когда автомобиль добрался до пересек финишную черту!
Далеко не шикарно шли дела и у “больших мальчиков” – мощные SLC450/500 хоть и выиграли одно ралли и несколько раз добирались до пьедестала, в реальной борьбе за титул не участвовали.
Ну а когда шеф раллийной программы Mercedes-Benz Эрих Ваксенбергер повздорил с советом директоров компании, все и вовсе быстро закончилось. На старт Монте-Карло-1981 “мерседесы” уже не вышли, хотя планировалось что там поедут новые 190-е с “косвортовскими” моторами…
Это был конец раллийных приключений Mercedes-Benz, но не конец истории красавца 280 CE группы 2. Правда, пройдет несколько лет, прежде чем о машине вспомнят.
Восстановленный 280 CE группы 2 в наше время. Колеса от BBS и шины хоть и не родные, но смотрятся в тему
Причем вспомнил о ней Ханс-Петер Брёммер инженер, раллист и приятель Ингвара Карлссона, гонявшего именно на этом С123. Ханс-Петер вместе со специалистами уже упомянутого тюнинг-ателье Carlsson провел основательную реставрацию машины. И это, заметим, весьма символично. Ведь Рольф и Андреас Хартге назвали свою компанию именно в честь Ингвара Карлссона. Шведский раллист стоял у истоков создания Carlsson Autoteсhnik gmbh и на протяжении долгих лет оставался техническим консультантом и испытателем фирмы.
Фото слева: молодой Ингвар Карлссон за рулем BMW, вряд ли он тогда догадывался, что его фамилия станет названием одной из самых уважаемых тюнинг фирм по Mercedes-Benz
Фото справа: Как шутили в свое время – салон раллийного 280 СЕ ничем не отличается от такси ))
Новая силовая структура кузова и подвеска по кругу взбодрили старичка 123-го, который на закате своих дней все-таки познал вкус победы. На этой машине, получившей помимо прочего новые колесные диски BBS и новую “кольцевую” по сути, резину, Ганс-Юрген Веттер довольно успешно выступал в европейских гонках по скоростному подъему на холм, а в 1989-м Веттер стал первым в своем классе на 24-часовой кольцевой гонке в Нюрбурге, где собственно и сделано то самое фото, с которого все началось…
Текст: Trunk Monkeys
Для сравнения: стандартный европейский С123 и американская глазастая версия