Однажды известного автомобильного инженера 50-х годов прошлого века Лоренса Помероя попросили одним словом описать конструкцию гоночных машин эпохи. Творение своих земляков из фирмы BRM британец сравнил с пишущей машинкой, Ferrari назвал бухгалтерскими счетами, зато Mercedes-Benz – электронным калькулятором. Речь шла о великом, могучем и по сути непобедимом Mercedes-Benz W196.
На своего успешного предшественника Mercedes-Benz W194 – он же оригинальное «Крыло чайки», этот автомобиль походил лишь отдаленно. При всех своих успехах на гоночных трассах первый 300SL был скорее клубком компромиссов, которые инженеры Mercedes-Benz распутывали по ходу дела, нежели воплощением гениальности. Отчасти поэтому W194 отмерили только один сезон активной гоночной жизни. После 1952-го все усилия команды главного конструктора гоночных «мерседесов» Рудольфа Уленхаута были сконцентрированы на W196.
Здесь уже не было никаких компромиссов. Новый автомобиль для чемпионата «Формулы-1» строили с размахом. Ничего не выкраивая, не экономя ни на чем. В основе шасси – пространственная алюминиевая рама. Одновременно и легкая, и очень прочная. Сверху на «спейсфрейм» надели кузов из революционного – мы не побоимся этого слова – магниевого сплава «Электрон». Содержание магния в нем около 90%.
Конструкция шасси была продумана таким образом, чтобы смена кузова не занимала много времени
Двигатель – отдельная песня. Истинное произведение инженерного искусства – не больше, не меньше. Рядная 2,5-литровая «восьмерка» объединяла десмодромный клапанный механизм (для полного закрытия клапанов использовались кулачки и коромысла, а не возвратные пружины) и прямой впрыск топлива. Последний перекочевал на W196 прямиком с 12-цилиндровых моторов Daimler-Benz DB601, которые ставили на истребители «Мессершмитт-109».
В стоковом исполнении этот атмосферный мотор выдавал около 260 л.с. Инженеры Уленхаута, впрочем, отчетливо видели мощностной предел «восьмерки» в районе 350 «лошадей». Немцы даже активно экспериментировали с изменяемой длиной впускного коллектора, а еще планировали в будущем оснастить машину полноприводной трансмиссией. Неглупые люди – они понимали, что 350 л.с. на одни только задние колеса это перебор…
Может быть только тормоза у W196 были так себе. Дисковые механизмы в начале 50-х стали последним писком гоночной моды благодаря инженерам Jaguar, ну а немцы, решив по старинке, что тормоза нужны только трусам, ограничились барабанами. Правда, большого размера. Настолько большого, что в колесах они не помещались – их разместили внутри кузова.
Но и без того, 196-й в технологическом плане возвышался над конкурентами как сталинская высотка над рядами унылых пятиэтажных хрущевок. С эстетической точки зрения, к слову, тоже. Ведь W196 существовал в исполнении с двумя разными кузовами. Мало того, что он (кузов, то есть) был легким, прочным и высокотехнологичным. Он был еще и безумно красивым. Все это в большей мере относится к закрытой аэродинамической версии W196 получившей прозвище Monza.
Под стать красоте и грации W196 был и специальный «Гоночный эвакуатор» Blaue Wunder
Сегодня это покажется странным, но раньше в гонках «Формулы-1» допускались автомобили с закрытыми колесами. Грациозная «Монца» была бесподобна хороша собой, но ее преимущество в аэродинамике идеально подходило для скоростных трасс – Реймс, Сильверстоун, Монца. На других этапах пилоты «серебряных стрел» отдавали предпочтение более традиционному для F1 сигарообразному кузову. В такой машине пилотам проще чувствовать габариты и проходить повороты, зрительно контролируя направление колес.
В любом случае шасси W196 идеально подходило для обоих типов кузова. Так что переделка «закрывашки» в «открывашку» и наоборот не занимала много времени.
В сезонах 1954-55 годов W196 были непобедимы на трассах F1
Мир оказался не готов к монструозной идеальности W196. К тому же, Mercedes-Benz заручился услугами лучшего пилота в истории – Хуана-Мануэля Фанхио. Поэтому и статистика 196-го просто шокирует. За 12 гонок в сезонах 1954-1955 годов «серебряные стрелы» привезли 9 побед, 17 подиумов, 8 поул-позишн, 9 лучших кругов, а главное два чемпионских титула. К слову, W196 Monza по сей день остается единственным победителем Гран-при Ф1 c закрытыми колесами.
Конечно, их – побед в смысле – было бы значительно больше. Но превратить F1 второй половины 50-х в аналог тотального доминирования Льюиса Хэмилтона сегодняшних дней не позволила трагедия в Ле-Мане летом 1955-го. Тогда Mercedes-Benz SLR 300 вылетевший в центральную трибуну унес 84 жизни. После чего Mercedes-Benz на долгие десятилетия порвал с автоспортом. Кстати, SLR 300 был построен именно на базе W196. Но это уже совсем другая история...
Текст: ЮНИТ