Пикап-самолёт

Как простому владельцу авторазборки из Колорадо попасть на обложку журнала Hot Rod и в передачу Jay Leno’s Garage? Гэри Корнс знает ответ! Все, что нужно – собрать пикап с мотором от самолета Cessna. Как сказал потом Джей Лено: “Вот, что происходит, когда в штате легализируют марихуану!”.

Семья Корнсов c 1959 года владеет автомобильной разборкой в Энгльвуде, штат Колорадо. На территории в 16 гектаров лежат сотни машин, которые по американской традиции можно разбирать самостоятельно, придя с инструментами и оплатив на выходе снятые детали.

P.A.R.T.

Конечно, Colorado Auto & Parts продают запчасти со своего сайта и на eBay. Каждую среду семейство приглашает друзей присоединиться к ним вечером, покрутить гайки одного из проектов. По их словам, правила этих встреч просты: “нужно любить машины, привозить с собой пиво и иметь чувство юмора”.

Разборка семьи Корнсов, вид со спутника

Когда-то давно Гэри Корнс, зять первого хозяина разборки, выкупил у постоянного клиента побитый жизнью пикап Plymouth PT-81 — достаточно редкий грузовик, выпускавшийся только один год общим тиражом чуть больше 6000 штук.

Компания Plymouth лишь несколько лет, с 1937-го по 1941-й, экспериментировала с выходом на рынок пикапов, достаточно безыдейно используя для этого машины Dodge с собственными эмблемами. Продажи не были впечатляющими, и это направление закрыли, так что теперь даже не все американские автомобильные энтузиасты знают об этом факте. Даже аукциону Barrett-Jackson, который выставил на продажу идеально отреставрированный PT-81 в 2010 году, в описании лота пришлось добавить надпись: “Да, Plymouth производили пикап!”. В итоге на торгах цена достигла $27500.

Идеальный экземпляр пикапа Plymouth PT-81 (1939)

Однако купленный Корнсом за 500 долларов Plymouth был отнюдь не в столь достойном состоянии. В результате, больше тридцати лет он просто стоял у них. Не предназначенный для разборки, а ждущий своей участи, пока семья размышляет, что с ним делать и занимается другими проектами.

И вот однажды Гэри нашел на авиационной свалке неподалеку гидросамолет Cessna 195 Businessliner выпуска 1954 года, в котором еще оставался радиальный двигатель Jacobs R-755-A2, даже несмотря на то, что самолет пролежал там не один десяток лет. "Цессну" пришлось выкупить целиком, и Корнс получил в свое распоряжение занятный мотор.

Cessna 195 Businessliner в варианте гидросамолета

Это 300-сильная версия двигателя R-755, который выпускался американцами Jacobs Aircraft Engine Company с 1933 года и дожил в серийном производстве аж до 1970-х. Семицилиндровый радиальный двигатель с воздушным охлаждением имел объем 12,4 литра, цилиндры изготавливались из стали, а головки из алюминиевого сплава. Степень сжатия составляла 6.0:1, указанная максимальная мощность развивалась при 2200 об/мин.

Обычно этот мотор ставили на небольшие самолеты — Boeing-Stearman Model 75, Beechcraft Model 17, Avro Cadet, Cessna 195. Корнсы же придумали движку гораздо более интересное применение.

Удивительно, но по воспоминаниям Гэри, мотор со свалки завелся с минимальным вмешательством с первого раза, но, конечно требовал внимания. Вначале Гэри и его сыновьям Адаму и Эрику пришлось найти и купить на eBay подходящий однокамерный карбюратор Weber с восходящим потоком, затем приспособить его к самому мотору. Потом энтузиасты настроили систему зажигания и правильно выставили зазоры клапанов. Как признавались сыновья, поначалу они не очень верили в успех проекта.

Особых шансов качественно восстановить оригинальное шасси Plymouth не было, но это и к лучшему: Корнсы с друзьями, занимаясь проектом вечерами по средам, без всяких чертежей, “на глаз”, сварили новую трубчатую раму, что заодно позволило им сравнительно легко удлинить капот пикапа для установки туда радиального двигателя.

Оригинальный выхлоп от самолета вывели в крыло с водительской стороны, без всяких глушителей. С помощью рассчитанного на 2000 л.с. ременного привода с деталями от катера, мотор совместили с обычной 3-ступенчатой автоматической трансмиссией GM THM400 с гидротрансформатором, настроенным на те самые 2200 об/мин “в полный газ". Момент передается на колеса с помощью заднего моста Franklin с возможностью быстрой замены главной пары. В качестве тормозов установлены современные компоненты Wilwood. Мотор заправляют авиационным топливом, покупая его в аэропорту Денвера, а расход топлива хозяин в шутку описывает, как “галлон на квартал”.

Несмотря на то, что под капотом стоит самый большой электрический вентилятор, который смог найти Гэри, после 10-15 минут работы мотор с воздушным охлаждением перегревается, поскольку был рассчитан на охлаждение воздушным винтом, поэтому долго ездить пикап все равно не может — приходится останавливаться и ждать, пока движок остынет.

Так что 56-литрового топливного бака Корнсам вполне хватает, зато в пикапе установлен бак объемом 30 литров для масла с дополнительной системой охлаждения от самолета Beechcraft. Известно, что в авиационном применении за час нормальной работы Jacobs R-755 потребляет около 2 литров масла, но такая большая емкость нужна не из-за расхода, а потому, что мотор начинает перегреваться именно тогда, когда нагревается масло. Хозяин считает, что удвоив объем масляного бака, можно было бы довести время нормальной работы двигателя до 20 минут.

В итоге для того, чтобы без проблем с шумом и перегревом участвовать в автомобильных выставках и авиашоу, Корнсы выкупили компактный авиатягач Clark с военного аэродрома и оформили его визуально в точности так же, как и большой проект. Этот крохотный тягач, на самом деле, весит полторы тонны и способен таскать за собой не только пикап, но и достаточно крупные самолеты!

Кабину и кузов тоже пришлось радикально переделать, что также пошло на пользу проекту. Теперь этот Plymouth PT-81 выглядит не скучной рабочей лошадкой довоенной поры, а пришельцем из параллельной вселенной. Об авиационном прошлом двигателя напоминают полированные кузовные панели и ряды крупных заклепок. В салоне стоят кресла от той самой Cessna 195, иронично установлены соединенные цепным приводом два штурвала, а над задним стеклом висит деревянный винт.

Кстати, педали тормоза тоже дублируются для обоих “пилотов”, но это единственные педали на полу — регулировка подачи топлива происходит с помощью авиационного рычага управления двигателем (РУД) на центральной консоли. По центру панели приборов сверху — компас, а ручка под правой рукой пассажира позволяет накачать топливо в цилиндры перед пуском.

Вообще, внимание создателей к деталям восхищает. Его детали можно рассматривать долго и подмечать всякие интересные мелочи в конструкции. Например, аутентичный и вполне работоспособный, по словам Гэри, реактивный ускоритель, встроенный в задний бампер.

Как можно догадаться, при вполне обычной мощности в 300 л.с., пикап P.A.R.T. (созвучная английскому слову “запчасть” аббревиатура от Plymouth Air Radial Truck — “пикап Plymouth с радиальным двигателем от самолета”) не может похвастаться ураганной динамикой или рекордами скорости в Бонневилле, даже участвуя в тамошних заездах.

Но он и создавался не для этого: в США никого не удивишь, построив просто еще одну быструю машину. А вот в качестве шоумобиля он полностью оправдал вложенные в него силы. Ну а семья Корнсов и их друзья, наверняка, получили море удовольствия за полтора года создания уникального транспортного средства.


Желающих посмотреть на самого автора и послушать его историю на английском приглашаю посмотреть эпизод шоу Jay Leno’s Garage. Процедура запуска мотора — на 23-й минуте. Эта часть точно не для слабонервных!

Фото: plymouthair_radialtruck

Текст: Aritusama