Король Аварий

Безрассудство и автомобили – не самый лучший коктейль, но у некоторых он получается настолько крутым, что достаточно лишь постоять рядом, чтобы изрядно «захмелеть». И речи о правилах, применимых к простому обывателю, тут уже не идет.

История знает множество достойных примеров. Чаще всего – из мира автоспорта. Но не будем забывать о людях, которые хоть и не стали профессиональными гонщиками, но сказали так много в искусстве управления автомобилем, что навсегда вписали свои имена в историю. Стив Маккуин, Ивел Книвел... Тоби Халицкий по прозвищу «Король Аварий», о котором сегодня пойдет речь.

Во многом, его путь был предрешен с рождения, ведь родился Генри Блайт (таково настоящее имя Тоби) в 1940-м году Нью-Йорке, где его семья владела небольшим эвакуаторным бизнесом, основанном еще в 1919 году. Генри был одним из тринадцати детей! С малых лет за ним закрепилось прозвище «Тоби», под которым он и был известен всю жизнь, и под которым многие помнят его сейчас.

С ранних лет Тоби был толковым малым. Проявил неподдельную заинтересованность в семейном бизнесе, много времени проводил в автомастерской. Водить автомобиль он научился, как только ноги стали доставать до педалей, а в 10 лет мальчишка уже отлично разбирался в устройстве автомобиля. Когда, в результате трагедии, не стало двух его братьев, Тоби принял решение что-то серьезно поменять в своей жизни, и в 1955 году, в возрасте пятнадцати лет, отправился в Калифорнию, где проживал его родной дядя.

Там он устроился работать на бензоколонке с небольшой автомастерской поблизости. Вот где пригодились его знания в устройстве автомобилей. Тоби много работал и принципиально не принимал помощи от родителей. Он был фанатом транспортных средств – все заработанные деньги шли на покупку машин, причем его интересы не знали пределов – он брал все, от классики 20-х годов до современных ему лоурайдеров.

Тоби был смышлен не по годам. В семнадцатилетнем возрасте, продолжая учиться в школе, он открыл свой собственный автосервис и подписал контракт со страховой компанией на мелкий косметический ремонт 2000 автомобилей. Эта сделка принесла ему 50 000 долларов.

Его сервисная станция была многопрофильной. Там проводились и более серьезные работы, к примеру восстановление дорогих авто после серьёзных аварий с целью последующей продажи. Но Тоби не остановился на роли сервисмена. На следующий год парень открыл еще и магазин автомобильных шин. А в 21 год в равных долях с сыном известного автогонщика того времени и коллекционера Джошуа Агаджаняна он открыл… автосвалку.

Арт-постер к оригинальному «Угнать за 60 секунд»

Разумеется, со всеми его навыками, и этот бизнес преуспевает, а Халицкий начинает вкладывать деньги в недвижимость, на чём зарабатывает состояние. Все, кто сталкивались с Тоби в бизнесе и по жизни, отмечали его маниакальную пунктуальность и дисциплинированность. Он знал, что делает и куда идет.

Однако, вместе с тем, Тоби был еще и очень честолюбивым человеком, отчего, возможно, несколько страдало его окружение, но в итоге выиграли все любители крутого кино и классических автомобилей. Ведь однажды в голову Тоби пришла идея снять собственный фильм, став одновременно его режиссёром, продюсером, сценаристом, исполнителем главной роли, постановщиком трюков и каскадёром!

Халицкий и легендарный Mustang Eleanor

Речь идёт о легендарной ленте «Угнать за 60 секунд» 1974 года. Правда, все перечисленные выше должности были в некотором роде условностью. Сценарий, к примеру, был написан от руки на двух листах бумаги, а финансировался фильм из личного кармана Тоби.

Кадры из легендарной погони

Пересказывать сюжет, вероятнее всего, не надо. Если вы смотрели хотя бы ремейк 2000-го года, то поймёте о чём речь. Тем не менее, если вы видели оригинал, то, наверное, согласитесь, что между двумя фильмами все же существует огромная пропасть. Сюжетная линия, на самом деле, здесь нужна лишь для того, чтобы плавно подвести зрителя к самой длинной в истории кино финальной погоне продолжительностью 40 минут, в течение которых произошло 93 аварии!

Халицкий после съемок на изрядно помятом Элеаноре, который вскоре после выхода фильма обрел статус культового автомобиля-героя

Почти все автомобили, задействованные в съёмках, принадлежали самому Тоби, включая полицейские, мусоровоз и пожарную. Этот «реквизит» он приобретал на городском аукционе в среднем по 200 долларов. Однако были задействованы и городские службы, в кадре присутствовали настоящие копы и медики. Также, судя по всему, Халицкий был в хороших отношениях с мэром города Карсон, где проводились съёмки, ведь тот сыграл самого себя!

Фильм был во многом чистым экспромтом. Это кажется невероятным сегодня, но в те времена человек, который был сам себе хозяином и снимал кино, которое понравилось бы в первую очередь ему, мог себе это позволить. Поэтому, даже план финальной погони не был проработан. Выбрали лишь приблизительный маршрут, по которому автомобили должны были нестись на бешеной скорости.

Сцена из фильма. Обратите внимание на толпы зевак по обочинам

В результате – множество незапланированных аварий и по-настоящему перепуганных горожан в кадре. Да, безопасности в те времена уделяли гораздо меньше внимания, и толпы зевак окружали дороги, на которых шли съемки. В одной из сцен, к примеру, Тоби едва не убил своего партнёра Агаджаняна-младшего, врезавшись со всей силы в его авто.

Одна из самых зрелищных сцен, когда Mustang на скорости 160 км/ч сносит столб, также была спонтанной. Тоби сильно пострадал в аварии, однако, когда пришел в себя, первым делом поинтересовался, удалось ли снять произошедшее?

Без использования специальной техники и дополнительной защиты был совершен сложнейший трюк, который в кино никто не повторял – прыжок с трамплина на высоту 9 метров и расстояние почти в 40 метров! Халицкий получил смещение десяти позвонков, однако автомобиль остался на ходу.

Съёмки периодически прерывались, у Халицкого заканчивались деньги, и пауза длилась до момента, когда его бизнес приносил необходимую сумму. Однако, при вложенных ста пятидесяти тысячах долларов, в прокате картина принесла своему создателю сорок миллионов!

«Угнать за 60 секунд», 1974 год

Этот гонорар позволил Тоби воплотить мечту многих мужчин, он жил с размахом до конца восьмидесятых. Первое, чем он обзавелся – гигантским гаражом размерами с футбольный стадион. Чего там только не было! От редчайших старинных авто до самых невероятных кастомов и европейских суперкаров.

Помимо прочего, Тоби собрал огромное количество предметов старины, крупнейшую коллекцию автомобильных моделек, гигантскую игрушечную железную дорогу, а также коллекции самых разных предметов, связанных с автомобильной культурой. Гараж одновременно был офисом, на авто можно было подъехать прямо к столу, стоявшему на высоком пьедестале.

Автомобильная и околоавтомобильная коллекции Тоби

В 1982 году Тоби снова взялся за кинокамеру. Был снят и вышел в прокат второй фильм, над которым Халицкий поработал столь же плотно, и вложил в его создание уже целый миллион. Лента «Старьевщик» чуть более нагружена диалогами, чем предшествующее кино, однако она по сей день держит рекорд Гиннеса по количеству разбитых транспортных средств – более 250 легковых и грузовых авто, мотоциклы и даже самолёт.

В 1989 году Тоби Халицкий женился на Денис Шакарян, с которой был знаком с 1983 года, а также начал снимать вторую, судьбоносную для себя, часть блокбастера «Угнать за 60 секунд», где новоиспеченные супруги были в главных ролях. Для съемок, проходивших в Нью-Йорке, было закуплено около четырехсот автомобилей, много внимания было уделено сценарию и игре актёров… но картине так и не суждено было выйти на экраны.

Перед каждым фильмом проводили массовые закупки автомобильного «реквизита», который потом превращался в автомобильный хлам

Лихая игра с судьбой и полное пренебрежение правилами безопасности привели к катастрофе. 20 августа 1989 года на съемках второй части «Угнать за 60 секунд» при выполнении одного из трюков один из участвовавших в сцене грузовиков врезался в 42-метровую водонапорную башню. Башня рухнула, один из державших её толстых тросов лопнул и перебил телефонный столб, который в свою очередь упал на Халицкого. Тоби погиб мгновенно.

После его смерти многочисленные родственники стали заявлять о своих правах на имущество, его супруга семь раз отстаивала своё право на наследство, и в результате была вынуждена распродать значительную его часть, дабы оплатить судебные издержки.

Однако Денис сохранила легендарный Mustang по прозвищу «Элеанор» из фильма, а также отстояла это имя у множества производителей реплик этого автомобиля из хорошо известного всем ремейка классического кино.

Автор: DmitryCD