Чарльз Роллс: Мне бы в небо

Немногие возьмутся оспаривать тот факт, что Rolls Royce выпускает самые престижные автомобили в мире. Но вот факт гораздо менее известный – один из основателей компании Чарльз Роллс не меньший, если не больший след оставил в истории становления авиации, навсегда разделив свое сердце между автомобилем и самолетом.

В июле 1910-го английский Борнмут погрузился в беспробудное празднество. Курортный городок на берегу Ла-Манша бурно и с размахом отмечал собственный 100-летний юбилей. Двухнедельная программа торжеств включала бесчисленные карнавалы, шествия, парады. Гвоздем программы обещали стать оркестровые концерты под управлением Эдгара Элвина, а также показательные полеты лучших авиаторов континента.

Среди прочих продемонстрировать храбрость и мастерство должен был новоиспеченный герой Великобритании – благородный Чарльз Роллс. Не только основатель фирмы “Роллс-Ройс”, но и первый человек в мире, совершивший беспосадочный перелет через Ла-Манш и обратно! Для 1910 года это было почти так же круто, как полет в космос полвека спустя.

Управляя автомобилем, Чарьз всегда разворачивал кепи задом наперед

Вот почему личную телеграмму с поздравлениями Роллсу прислал сам король Георг V, портрет Чарльза не сходил с газетных передовиц, а представители музея мадам Тюссо уже сняли мерки для восковой фигуры храброго авиатора.

Роллс, к слову, был человеком весьма заметной внешности. Высокий рост – лишь немного ниже двух метров, худощавое телосложение, тонкие черты лица, глаза чуть на выкате и пронзительный взгляд – казалось, он в любой момент готов вытянуть шею и клюнуть собеседника. Лишнее очарование или странность, это как посмотреть, портрету придавал консервативный гардероб. Роллс, как и Шерлок Холмс, обожал норфолкскую куртку и всегда носил очень высокий, жесткий белый воротничок.

Именно таким крайне серьезным, неброско, но дорого одетым Чарльз Роллс появился на вокзале Борнмута. Да-да, к удивлению публики знаменитый пилот прибыл не автомобилем, как обычно, а поездом. Незадолго до этого Чарльза отстранили от управления за лихачество в лондонском Гайд-парке.

В студенческие годы Чарльз всерьез увлекался велосипедными гонками

Утром 12 июля трибуны импровизированного аэродрома Хенгистбери, специально для фестиваля построенного на южной окраине Борнмута, ломились от публики. Лишь погода немного снижала градус праздничных настроений. Резкие порывы ветра со стороны моря не сулили участникам показательных полетов легкой жизни.

– Мсье Роллс, я бы посоветовал вам воздержаться от полетов сегодня. Ветер не благоприятствует. Очень опасно!

На предупреждение Эдмона Одемара одного из французских пилотов, уже завершивших выступление, Чарльз лишь вежливо приподнял кепи: “Вы очень добры, сэр!”. И, как ни в чем ни бывало, продолжил готовить биплан к полету.

“Опасно! Он, видите ли, не советует! Да что французы могут знать об опасностях?” Роллс, всю свою жизнь ходивший по лезвию бритвы, теперь и сам толком не помнил, когда ему действительно было страшно. Разве что на то памятное Рождество 1896-го…

Первым автомобилем мистера Роллса был 'Пежо'. В 1896-м это звучало гордо

“Кроме того, друзья, я должен сообщить вам, что намерен отпраздновать нынешнее Рождество особенным образом, – высокий молодой человек взял паузу и, только убедившись, что полностью владеет вниманием собравшихся, продолжил. – Я спущусь с холма Бердлип прямо во двор нашего имения. На автомобиле!”

Хорошо, что в компании молодых людей не было девушек – после такого заявления без обмороков не обошлось бы. На автомобиле вниз по склону 2,5-километрового холма? В декабре 1896-го? На шинах без рисунка протектора и с хлипкими, склонными к перегреву, тормозами? Боже, верни разум этому безумцу! Очевидно, 19-летний мистер Роллс просто не ведал, что творит. Сдержал ли молодой Чарльз слово? Вы еще спрашиваете!

Неприятности, конечно же, начались почти сразу. Уже к середине спуска на “Пежо” Роллса отказал дополнительный ручной тормоз, а вскоре провалилась в пол и педаль основного тормоза. Набрав дикую скорость, автомобиль несся вниз, а Роллс, наконец, осознавший, в какую историю вляпался, судорожно пытался придать машине нужное направление. Словно заправский лыжник, он уворачивался от деревьев и, напоследок самую малость разминувшись с каменной кладкой коттеджа, благополучно остановился внизу холма. И автомобиль, и водитель вопреки здравому смыслу и законам физики остались целы.

Вот тогда было “опасно”, мистер француз, а теперь…

– Господа, напоминаю вам задание. После взлета вы делаете круг над аэродромом и заходите на посадку. Приземлиться нужно как можно ближе к метке возле центральной трибуны. Вопросы?

Редкий кадр, на котором Чарльз Роллс сидит не за рулем, а на заднем ряду. Стартовый номер 22 указывает на то, что снимок Rolls-Royce 20 h.p. сделан на гонке Tourist Trophy 1905 года

Объяснений распорядителя полетов Чарльз почти не слушал. К чему тут прислушиваться? Задание-то в сущности пустяковое. Особенно для человека, считавшегося лучшим пилотом Великобритании.

Надо сказать, звание это Роллса немного забавляло. Ведь к славе он никогда не стремился. К богатству тоже. И то, и другое было у него с рождения. Чарльз Стюарт Роллс родился 27 августа 1877 года в доме 35 по Хилл-стрит в Лондоне. В распоряжении его отца Джона Аллана Роллса, первого барона Ллангатток, находилось свыше 600 акров земли в графстве Монмаунтшир, а в принадлежавших ему съемных квартирах в Лондоне проживало около 60 тысяч представителей рабочего класса. Одна только рента Роллса-старшего составляла порядка 30 тысяч фунтов в год. По нынешнему курсу эта цифра эквивалента примерно 3,5 миллионам. Надо ли говорить, что Чарльз, как и трое других детей барона, ни в чем не нуждались?

Чарльз (за рулем собственного "Панара") на фоне фамильного имения Роллсов в Уэльсе The Hendre. На месте переднего пассажира герцог Йоркcкий – будущий король Англии Георг V

Однако, в отличие от многих беспечных отпрысков состоятельных родителей, Чарльзу с детства не сиделось на месте. Вместо того, чтобы наслаждаться отцовским состоянием, он всегда искал и, что важнее, находил приключения на свою голову.

Еще в престижнейшем Итонском колледже, куда Чарльз поступил вслед за старшими братьями, он вызвал фурор среди сокурсников, электрифицировав коттедж студенческого общежития. За повышенный и нездоровый, по мнению других учеников, интерес к технике Чарльз удостоился прозвища “грязный Роллс”.

Будто ему было не плевать на мнение окружающих! Там же в Итоне Чарльз не на шутку увлекся велосипедом. И даже, по воспоминаниям современников, удостоился престижного знака Half-blue за успехи в велосипедных гонках.

Затем на смену велосипеду пришло гораздо более экзотическое, дорогое и опасное увлечение – автомобили. Юный Роллс смог близко познакомиться с самобеглым экипажем в имении друга семьи сэра Дэвида Саломонса в феврале 1896-го. И с тех самых пор потерял покой. Спустя полгода он отправится во Францию, чтобы на сэкономленные карманные деньги, к которым пришлось прибавить и средства, одолженные у отца, приобрести свой первый автомобиль.

На этом Rolls-Royce Light Twenty Чарльз Роллс выиграл одну из самых престижных европейских гонок начала 20-го века – 'Турист Трофи' 1906 года

“Панар-Левассор”, которым Чарльз в ту пору восхищался, оказался не по карману, и он взял 3,7-сильный “Пежо”. Пусть подержанный, все равно Роллс стал первым студентом Кэмбриджа, у которого был собственный автомобиль. К слову, именно на этой машине он чуть не разбился на рождество…

Тот эпизод стал для него хорошим уроком. От отчаянных поступков, какими они выглядели со стороны, Роллс не отказался. Зато Чарльз стал методично совершенствовать водительское мастерство и со временем научился виртуозно чувствовать автомобиль, четко определяя границы, за которые не стоит переходить.

Чарльз много и довольно успешно стартовал в автогонках, причем не всегда за рулем автомобилей собственной фирмы. Здесь Роллс позирует на фоне английского 'Вулзли', на котором он стартовал в кубке Гордон-Беннетта 1905 года

Автомобильная лихорадка серьезно скрутила юного баронета. Всего через год после окончания Кэмбриджа, Роллс на одолженные у отца деньги открывает собственный автосалон. Шоу-рум в престижном лондонском районе Фулхэм предлагал уважаемой публике лучшие континентальные модели.

Чарльз, имевший основания считать себя знатоком в этой области, не сомневался – лучшие автомобили в начале века производились за пределами Великобритании. Правда, как истинный патриот он надеялся, что однажды компанию “Пежо”, “Панарам” и “Минервам” в его салоне составят и автомобили британских марок.

Мечта Роллса осуществилась в мае 1904-го, когда через общих приятелей он познакомился с инженером из Манчестера Генри Ройсом. Тот – какое совпадение! – как раз искал покупателей для автомобилей собственной конструкции.

Роллс и Ройс встретились в холле манчестерской гостиницы Midland, немного поговорили, устроили тест-драйв 10-сильного двухцилиндрового фаэтона и в итоге ударили по рукам. Еще до конца года автомобили манкунианца появятся в лондонском шоу-руме Роллса. А через пару лет Чарльз прекратит продажи автомобилей сторонних брендов, сконцентрировав усилия на собственной фирме Rolls-Royce Limited.

Полеты Роллс полюбил после первого же подъема на воздушном шаре. На этом снимке Чарльз крайний справа в гондоле

К тому времени, правда, случилось нечто совершенно неожиданное – Чарльз охладел к автомобилям…

…Программа полетов в праздничном Борнмуте была в самом разгаре. Но первая попытка совершенно не удовлетворила Роллса. Как и положено, сделав круг над Хенгистбери, Чарльз удачно приземлился, но остановился аж в 76 метрах от обозначенной позиции. Узнав результат, он сразу же замахал руками, отгоняя посторонних от самолета – иду на второй круг!

Словно испорченная газонокосилка, застрекотал мотор, и “Райт-Флайер”, смешно подпрыгивая на кочках, снова пошел на взлет…

Учитывая ветер, который и не думал стихать, это было не самое разумное решение. С другой стороны, отступать было совсем не в правилах Роллса, слывшего человеком принципиальным и даже где-то упертым. В конце-концов, если бы он давал задний ход перед первыми же сложностями, то стал ли бы он одним из самых известных автогонщиков своего времени? Превратился ли бы в летчика экстра-класса меньше чем за два года?

Чарльз на Rolls-Royce 40/50 h.p. катает особо почетных гостей – знаменитых братьев Райт, совершивших первый успешный полет на самолете. На фото Уилбур и Орвил на переднем плане

Впервые он поднялся в воздух еще в 1898-м. Коротенький полет на воздушном шаре, в одночасье сделал знатного автомобилиста страстным фанатом воздухоплавания. Роллс полюбил летать. Он совершил свыше 130 подъемов на воздушных шарах, попробовал в деле дирижабль французской армии, но лишь когда в 1906-м знаменитые братья Райт, с которыми Чарльз завел близкое знакомство, “прокатили” его на самолете, окончательно понял – без неба ему не прожить.

Роллс готовится к старту своего знаменитого полета через Ла-Манш

С тех пор он все больше времени стал посвящать самолетам, и все меньше автомобилям. Роллс купил у братьев Райт биплан, потом еще один, по ходу осваивая азы управления крылатой машиной.

В 1909-м Чарльз впервые самостоятельно поднимется в воздух, а через год станет героем Великобритании, совершив беспосадочный перелет через Ла-Манш и обратно. Дела его автомобильной компании также шли в гору, но сам Роллс не имел к этому никакого отношения.

Открытка, запечатлевшая рекордное достижение Чарльза Роллса

Поначалу Чарльз пытался убедить Генри Ройса в перспективах самолетостроения как бизнеса. Но всегда придерживавшийся консервативных взглядов инженер оказался непреклонен. Никаких летательных аппаратов в гамме “Роллс-Ройс” не будет! Чарльз сдался. В 1909-м он полностью отошел от автомобильных дел, сохранив лишь номинальную должность в составе основанной им же фирмы.

Он не расстраивался. Скорее, наоборот. Теперь, свободный от необходимости демонстрировать способности машин состоятельным клиентам и почти забросивший автогонки, Роллс мог больше времени посвящать полетам. И он не просто хотел летать…

…“Райт-Флайер” мистера Роллса уже приступил к снижению, когда в воздухе вдруг раздался отчетливый металлический щелчок, – описывал трагические события 12 июля 1910-го журналист “Эхо Борнмута”. – Вслед за этим самолет стал терять части оперения и через несколько мгновений рухнул на землю”.

Остатки "Райт-Флайера" в тот самый трагический день 12 июля 1910 года

Скорость была невысокой да и падение с высоты порядка 20 метров оставляли надежду на счастливый исход. Уже через несколько секунд на месте катастрофы оказались десятки людей, которые со всеми мыслимыми предосторожностями извлекли Роллса из-под обломков. Он еще дышал, но удача изменила бесстрашному авантюристу и романтику. Черепно-мозговая травма, полученная в результате падения, оказалась несовместимой с жизнью.

Наутро все газеты королевства оплакивали первого британца, погибшего в авиакатастрофе. Соболезнования приходили отовсюду, в том числе и из Букингемского дворца.

Сам Чарльз едва ли понял бы причину всеобщей скорби. “Технический прогресс требует жертв, не так ли?” – спросил он как-то однажды.

Кстати, уже на следующий день показательные полеты в Борнмуте возобновились.

Памятник в честь рекордного полета Роллса был открыт спустя два года после его гибели

Автор: TrunkMonkeys