Cannonball Run: Запретам назло

Можно строить бесчисленное количество гоночных треков, делать въезд на них ничтожно дешевым, даже бесплатно раздавать гоночные покрышки и заправлять топливом на въезде, но всё равно никакие меры не избавят дороги от уличных гонщиков и просто лихачей.

Пока человек сидит за рулем, со светофора будут уезжать два автомобиля «ноздря в ноздрю», а клубы автолюбителей продолжат собираться на асфальтированных пустырях и тупиковых улицах для выяснения: кто же всё-таки круче и быстрее.

Lamborghini Countach LP 400 S из фильма The Cannonball Run, который вышел в прокат в 1981-м

Иногда подобные состязания приобретают колоссальный масштаб и резонанс. Как в случае с легендарными американскими гонками от одного побережья до другого Cannonball Run. Как бы это странно ни прозвучало, но изначально цель этих состязаний никак не была связана с чьим-то желанием что-либо выиграть…

В 1974 году, в разгар топливного кризиса в США, федеральные власти ввели ограничение скорости в 55 миль в час (около 90 км/ч), целью которого было снизить общее потребление топлива в стране примерно на 2,2%.

Учитывая то, что до принятия закона максимально допустимая скорость была 70 м/ч (около 120 км/ч), а в некоторых штатах лимита не было вовсе, такие новости, мягко говоря, были приняты прохладно. Помимо прочего, закон обязал автопроизводителей отметить на спидометрах новых автомобилей скорость 55 м/ч красной меткой, а сам спидометр размечать лишь до 85 м/ч (135 км/ч). И все это на фоне новой открытия сети скоростных дорог, объединивших два побережья. Ну, просто издевательство какое-то!

Короткая остановка одного из экипажей на маршруте, 1973

Негативно отреагировали как власти отдельных штатов, так и автомобилисты. А самой известной реакцией на закон как раз и стали гонки Cannonball Run. Автором инициативы был известный в США автогонщик и журналист Брок Йейтс и его приятель, редактор журнала Car and Driver, Стив Смит.

Брок Йейтс собственной персоной (справа)

Название уходит корнями к прозвищу американца Ирвина Бейкера, который первым из жителей США проехал от одного побережья к другому на время, случилось это в начале века, а если быть точнее – в 1915 году. В честь Ирвина Пушечное Ядро (а именно так переводится Cannonball) и было названо новое мероприятие. К нему присоединили словечко Run, и дело в шляпе.

Старт гонки в Манхеттене всегда был также и прогрессивным светским мероприятием

Первая гонка Cannonball Run была проведена еще в 1971 году, и задачей ее стало желание этих парней высмеять занудный и неинтересный стиль изложения в автожурналистике. Вторая цель - побить рекорд Бейкера, который он в последний раз установил в 1933-м. Бейкер ставил эти рекорды неоднократно, и последнее достижение равнялось 53 часам и 30 минутам. Средняя скорость автомобиля – около 80 км/ч.

Участники самого первого Cannonball проехали его в гордом одиночестве. Никто не помешал поставить новый рекорд

Собственно в первой гонке стартовал лишь один автомобиль и сражался он только со временем. Третьего мая 1971 года, фактически семейный экипаж выдвинулся из Нью-Йорка, на новеньком вэне Dodge Custom Sportsman в Калифорнию. Он сразу установил новый рекорд, преодолев путь за 40 часов 51 минуту.

Специально подготовленный Dodge Challenger – один из постоянных участников и призеров оригинального Cannonball Run

Позже, в том же году была организована уже настоящая гонка, хоть в ней и участвовало всего восемь экипажей. Регламент забега был предельно прост. Общий старт, далее – движение по стране согласно собственному маршруту и финиш в условленном месте. Стартовали на Манхеттене, в Нью-Йорке, финишировали на пляже Редондо в Лос-Анжелесе.

Ден Герни и Брок Йейтс рядом с их победной Ferrari Daytona в 1972 году

Маршрут, как уже было сказано, не задавался. Чек-поинтов не было, количество управляющих машиной и иных членов экипажа, соблюдение правил дорожного движения также не регламентировалось. За нарушение ПДД ответственен был лишь сам водитель. Существовало еще одно ограничение – в ходе гонки может использоваться лишь один автомобиль.

Старт первого Cannonball Run в Манхеттене, 1972 год

На этот раз стартовали Ferrari Daytona, Chevrolet Van, Cadillac Coupe De Ville, Dodge Van, AMC AMX, Travco Motorhome и MGB GT. За рулём Ferrari ехал победивший 24 часа Ле-Мана в 1967 году Ден Герни, его штурманом был Брок Йейтс. Как пошутил гонщик, они ни разу не превысили скорость 175 миль в час (280 км/ч). Разумеется, он и победил, показав 35 часов 54 минуты и получив всего один штраф за превышение. Вторым, с отставанием менее часа, приехал Chevrolet Van. Не добрался до финиша лишь один экипаж на британском MGB GT.

Финишировавшие участники, 1972 год

Из результатов мы видим, что в этой гонке не столь важно, на каком автомобиле ты едешь, а важнее проложить оптимальный маршрут, который обеспечит экипажу постоянно высокую среднюю скорость – и тут нерасторопный автобус вполне может конкурировать со спорткаром.

Гонка, состоявшаяся в 1972 году вновь подтвердила это правило. Взгляните на результат: 1 Cadillac Coupe de Ville (37:16); 2 Dodge Challenger (37:26); 4 De Tomaso Pantera; 10 Chevrolet Van; 26 Chevrolet Corvette. Всего стартовало 34 экипажа.

Команда победителей 1972 года

Следующий заезд состоялся в 1975 году, и результат оказался еще более странным – между приехавшим первым Ferrari Dino 246 GTS и финишировавшим на третьем месте Dodge Challenger умудрился втиснуться Chevrolet Pickup! Гонка 75-го года получила самое большое освещение в прессе. Несмотря на безрассудство и пренебрежение правилами, на фоне нелепого ограничения скорости гонщики получили поддержку как со стороны СМИ, так и со стороны автолюбителей всей страны.

Ходила шутка, что самым скверным несчастным случаем в истории гонок стало пятно от лазаньи на брюках участника, ехавшего на Chevrolet Van и обедавшего на ходу. Однако в действительности, в 1972 году женский экипаж участвовавший на Cadillac limousine улетел в кювет из за уснувшего за рулём водителя. Водитель сломала руку, но никто из других участников движения не пострадал Иных инцидентов в истории Пушечного Ядра не было.

Финишная феерия Cannonball Run

Последняя официальная гонка оригинального Cannonball Run состоялась в 1979 году. Победил в ней экипаж на Jaguar XJS, показав 32 часа 51 минуту, что и стало лучшим результатом этой серии гонок. Всего в гонке приняло участие 46 экипажей на разнообразных автомобилях и даже мотоциклах.

Это - одна из команд-участниц. Она была чисто женской и называлась The Right Bra, что в переводе означает «Правильный бюстгальтер»

Брок Йейтс осознанно прекратил организовывать гонки по причине большого числа желающих поучаствовать и повышенного внимания к участникам со стороны полиции, ну и, разумеется, нельзя пренебрегать тем фактом что чем больше будет гонщиков, тем больше вероятность ДТП и, в случае катастрофы, так или иначе, ответственность на организаторе, в том числе.

Зато по мотивам прошедших гонок Йейтс написал сценарий для известной всем серии фильмов «Гонки Пушечное Ядро» с Бертом Рейнольдсом в главной роли.

Периодически разными организаторами, не связанными со старой командой, устраивались, и устраиваются по сей день, подобные нелегальные гонки. В 2007-м, например, на BMW M5 побили рекорд 1979 года, доехав до места назначения за 32 часа 4 минуты. А в 2013 году пал и этот рекорд – экипаж на Mercedes-Benz CL 55 AMG преодолел путь за 28 часов и 50 минут.

Маршрут следования Cannonball Run

Тут уместным будет вспомнить, что самый первый рекорд автомобильного путешествия от берега до берега, 1915 года, равнялся одиннадцати дням!

Безусловно, гонки по дорогам общего назначения ни в коем виде не могут быть предметом для гордости, однако, проехав через всю страну со средней скоростью, превысившей максимально разрешенную, гонщики достойным образом насмехнулись над нелепой инициативой законотворцев.

Тем более, что последующий анализ показал, что потребление топлива в стране вместо ожидаемых 2,2%, снизился лишь на 0,5-1%. Что касается Брока Йейтса, то в прошлом году организатор Cannonball Run покинул нас на 82-м году жизни. Спасибо, Брок!

Автор: DmitryCD